



В Республике Коми в 2024 году установлена новая памятная дата – 20 ноября - День памяти участников оленно-транспортных батальонов в Великой Отечественной войне.
В этот день в 1941 году было принято секретное постановление Госкомитета обороны СССР о мобилизации оленей, оленьих упряжек и каюров для нужд Карельского фронта.
Уже 28 ноября из Усть-Усы (Усинский район) отправился первый оленно-лыжный отряд, к которому позже присоединились ижемцы и бойцы из нижнепечорских селений Усть-Цилемкого района.
В декабре 1941 года весь обоз двинулся по тундровым воргам на запад, в сторону Архангельска. Переходы происходили в тяжелейших условиях, при 50 градусных морозах по выбитым пастбищам. Все приходилось везти с собой - чумы, печки, продукты и одежду. За каждым стадом следовал ветеринарный отряд, подбиравший ослабевших оленей. Падеж ездового быка, призванного в Красную Армию, по законам военного времени расценивался как вредительство со всеми вытекающими последствиями.
Во время ВОВ из Коми на фронт были призваны более 800 оленеводов, было отправлено 800 нарт с упряжью и отобрано более 4000 оленей.
В военных билетах наших бойцов появилась запись «ездовой оленевод».
За годы войны в Заполярье оленные батальоны вывезли с линии фронта
и из глубокого тыла противника более 10 тысяч раненых солдат и больных, перевезли 17 тысяч тонн боеприпасов и военных грузов, доставили для выполнения боевых заданий почти 8 тысяч военнослужащих и партизан, эвакуировали из тундры 162 аварийных самолета.
Оленьи транспорты полностью оправдали доверие по части проходимости, когда после буранов и снежных заносов фронтовые дороги становились абсолютно непроезжими для автомашин и даже тракторов.
Олени использовались даже в десантных операциях. Благодаря им в тылу врага неожиданно для немецких солдат появлялись наши горные пушки и минометы. Большую помощь оказывали животные и авиации. Добраться до сбитых самолетов в тундре мог лишь олений транспорт. Превратив полярную ночь и бездорожье в своих союзников, оленелыжные батальоны занимались не только транспортными операциями. Они участвовали в разведке, наступлениях, крупных рейдах в тыл врага.
Оленьи транспортные отряды состояли на службе в Красной армии практически до конца войны и сыграли заметную роль в обеспечении боевой деятельности войск в Заполярье.
Благодаря оленно-транспортным батальонам Карельский фронт стал единственным фронтом, границы которого не были прорваны немецкими войсками. И именно поэтому Карельский фронт возглавлял Парад Победы 9 мая 1945 года.